Экотехнопарк
ЭКОГРАД
Вывоз и переработка отходов
Раздельный сбор мусора
Экологические проекты
Выращивание цветов на экоферме
Офис компании
г. Орел, ул. Красина, д. 7, пом. 19
+7 (4862) 25-55-56, +7 (919) 204-57-57
Экотехнопарк
Орловская область, Урицкий район, пгт Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 28
+7 (4862) 25-55-76
Влево
Вправо
ГлавнаяНовостиОбластной суд принял исковое заявление по обжалованию «мусорной» территориальной схемы

Областной суд принял исковое заявление по обжалованию «мусорной» территориальной схемы

20 сентября стало известно, что Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ, Орловской области утвердил новую территориальную схему обращения отходами. Эта схема — основной документ, регламентирующий все процессы накопления, транспортирования, обработки, утилизации мусора в регионе.

Новая территориальная схема содержит массу противоречащих закону и логике пунктов, а самое главное — является неоптимальной для перевозчиков (приводит к возрастанию стоимости транспортирования). А значит, может привести к росту тарифов на вывоз и утилизацию мусора, а при самом неблагополучном сценарии — к экологической катастрофе на орловщине.

Проблема слабо проработанных «мусорных» схем характерна не только для Орловской области. По результатам анализа 40 территориальных схем Российский Экологический Оператор (РЭО) раскритиковал планы регионов по работе с мусором.

Пострадают от документа за подписью главы Департамента Дениса Блохина все: от перевозчиков до жителей города. И первым отреагировать на иррационально составленную схему решился мусоросортировочный комплекс и перевозчик мусора в Заводском районе — компания «Экоград». Добиться пересмотра уже утвержденного документа можно лишь в судебном порядке, поэтому Орловским областным судом был принят иск о признании схемы недействительной.

Разберем, какие положения схемы вызывают больше всего нареканий и в будущем могут принести массу проблем как жителям области, так и компаниям, занимающимся перевозкой и сортировкой мусора.

Первое — незаконные сроки обсуждения документа. Автором проекта, Департаментом строительства ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства нарушена процедура принятия территориальной схемы, согласно ч. 4 ст. 13.3 Закона 89-ФЗ. Нарушение закона заключено в сокращении срока общественных обсуждений. Произошло это следующим образом: информация о вопросе не обнародована заблаговременно, в официальных источниках не размещено уведомление о датах начала и окончания общественных обсуждений. Хотя, согласно ноте закона, обсуждение территориальной схемы определяется сроком от 1 до 3 месяцев с момента размещения на официальном сайте. Очевидно, что двухнедельного срока (31 августа «Проект территориальной схемы обращения с отходами» был опубликован, 16 сентября — проект был принят) крайне мало для внимательного изучения многостраничного документа и представления конструктивных предложений. Итого: для выражения согласия с установленной территориальной схемой время есть, а вот на осмысление действий — нет. Позиция принявшего документ Департамента состоит в том, что принятая схема является «доработкой» представленного в апреле документа, и поэтому в длительных обсуждениях не нуждается. Однако, по-факту, мы имеем совершенно новый документ, ничего общего не имеющий с «апрельской» схемой.

Второе — новая территориальная схема игнорирует факт раздельного сбора мусора, запущенный в Орле в апреле этого года. Наличие раздельного сбора отмечается на территории Ливенского района, а вот желание орловчан отправлять используемый пластик на вторичную переработку документ отрицает. При том, что всероссийское (а тем более общемировое) сообщество давно делает ставку на раздельный сбор отходов. Удивительно, что Департамент ЖКХ области «не знает» о контейнерах, которые были нанесены Greenpeace на всероссийскую карту пунктов сбора вторсырья Recyclemap. Кроме того, в недавних интервью руководитель департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Денис Блохин упоминал о «пилотном проекте в городе» по раздельному сбору мусора.

Третье — неминуемое повышения тарифа на утилизацию мусора в связи с неоправданным строительством новых объектов. Новая схема подразумевает строительство четырех новых мусороперегрузочных станций с элементами сортировки. Очевидно, что для изыскания средств на строительство потребуется увеличить городской тариф на вывоз мусора. А вот уже существующие объекты (тот же «Экоград» в Нарышкино) схема предлагает задействовать лишь… на четверть. Зачем вкладывать деньги жителей в постройку новых объектов при том, что существующие (и не требующие повышения тарифа) будут недозагружены — непонятно.

Четвертое — предложенная схема имеет серьезные недочеты в вопросах логистики. Так, например, из Заводского района и прилегающих к нему территорий отходы предлагается свозить не на ближайший, расположенный в пгт. Нарышкино, мусоросортировочный завод «Экоград», а на территорию другого предприятия, расположенного в значительном удалении от района сбора отходов. Неэффективная логистика в перевозке мусора порождает рост затрат перевозчиков, и, как следствие, — увеличение тарифа для горожан.

Пятая проблема утвержденного проекта — превышение допустимых мощностей мусоросортировочных комплексов и увеличение экологической нагрузки на территорию Орла. Так, на АО «ЭкоСити» предлагается отправлять 226 тысяч тонн мусора в год (при максимальной мощности завода в 200 тысяч тонн). Это приведет к нарушению производственных мощностей, необходимости складирования мусора в городской черте. И как следствие — к нарушению санитарных требований.

Шестая проблема схемы — расчеты произведены на основе неактуальных данных от 2017 года. Очевидно, что за два года изменилась численность населения (соответственно и объемы производимого мусора) и количество спецтехники на предприятиях, организующих вывоз отходов.

На этом чудеса мысли не заканчиваются: по логистической схеме остатки от сортировки мусора, называемые «хвостами», из Нарышкино направляются на Мценский полигон, повышая градус недовольства местных жителей. Сейчас этот полигон, кроме «мценских» отходов, принимает мусор также из Новосильского, Верховского, Новодеревеньковского и Болховского района. Даже «временным» назвать этот план язык не поворачивается: по оптимистичным подсчетам вместимости полигона хватит на несколько лет подобной эксплуатации. Что случится, когда на полигон повезут остатки от сортировки «орловского» мусора — страшно предположить. Ранее мусоросортировочный комплекс «Экоград», на территории которого скапливаются «хвосты», не раз обращался с предложениями по доработке территориальной схемы, однако предложения были проигнорированы.

Суммируем, что имеется в остатке и касается непосредственно жителей Орловской области: увеличится путь от контейнера до мусоросортировочного комплекса — повысятся тарифы для населения. То есть, предлагаемая территориальная схема по сути ущемляет права граждан и ведет к удорожанию услуги на нелогичных, более того, на незаконных основаниях. Накопление мусора на одних заводах при низкой загрузке других приведет рано или поздно к остановке первых — это начало экологической катастрофы, пока что регионального масштаба.

Остается только один вопрос: что настигнет нас быстрее — баснословные цены на вывоз мусора или экологический коллапс? Во всяком случае, иррациональные решения региональных масштабов нас уже настигли.